Статьи
1. Компьютерная диагностика двигателя
Компьютерная диагностика автомобиля - это комплексная проверка электронных систем автомобиля на наличие имеющихся проблем и неполадок. Диагностика позволяет оценить реальное состояние узлов, деталей и блоков управления автомобиля, а также дать оценку его технического состояния. В процессе диагностики измеряются различные характеристики, которые непосредственно влияют на работу автомобиля.
Диагностика инжекторных двигателей производится в целях выявления неисправностей электронных систем автомобиля. В случае неисправности какого-либо из датчиков (датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик температуры воздуха, датчик расхода воздуха и т.п.) современные бортовые компьютеры заменяют его текущие показатели некоторым «усредненным» значением, не всегда выводя сообщение о неисправности на контрольную панель. Диагностирование осуществляется самыми современными методами, в том числе и компьютерными. При необходимости, выявленной при проведении диагностирования, осуществляется и комплексный ремонт двигателей.Своевременная компьютерная диагностика автомобиля, при условии ее регулярности, дает возможность значительно снизить риск неисправности, которая может возникнуть совершенно неожиданно. Это позволяет экономить время и денежные средства владельцев машин, ведь, как известно, лучше предотвратить поломку, чем потом долго и дорого ее устранять.
По результатам диагностики предоставляется отчет об обнаруженных ошибках и предложения по ремонту неисправностей или замене каких-либо агрегатов и узлов.
2. Заправка автокондиционера
Необходимость заправки автокондиционера
Кондиционер в автомобиле позволяет охлаждать воздух в салоне до комфортной
температуры. Заправка кондиционера в машине необходима в случае, если работа
кондиционера стала неудовлетворительной, если ухудшилось охлаждение, то есть если он
не достаточно эффективно охлаждает воздух в салоне автомобиля. Ухудшение
охлаждения может быть вызвано разными причинами, поэтому необходимо выполнить
ряд предварительных действий.
Предварительные действия перед заправкой автокондиционера
Внимание! Давления в системе кондиционера могут превышать 30 атм. Поэтому
соблюдение требований техники безопасности необходимо при работе с кондиционером.
Чтобы определится с чего начать - необходимо подключить специальные манометры,
которые покажут давления в системе. Также желательно задать два вопроса
автовладельцу: 1) когда в последний раз проводилась заправка, 2) дует холодный воздух
или нет (если не дует холодный воздух, то дует теплый/горячий или нет - поскольку не
всегда автовладелец может отличить неисправность в системе кондиционирования от
неисправности вентилятора отопителя салона). Желательно осмотреть доступные трубки
(особенно в местах крепления и соприкосновения с другими узлами) и конденсер на
предмет наличия пятен компрессорного масла. В дальнейшем такие места могут оказаться
местами утечек фреона. На основе показаний манометров, а также после
предварительного визуального осмотра приводного ремня компрессора, трубок,
конденсера и других доступных узлов принимается одно из четырех решений:
- заправка,
- дозаправка,
- диагностика,
- заправка с диагностикой.
Если манометры показывают давление порядка 5-7 бар при температуре окружающей
среды 20 градусов Цельсия, то это означает, что контур кондиционера герметичен и
утечек нет. Давления в секциях низкого и высокого давлений не обязательно должны быть
одинаковыми - иногда выравнивание давлений между секциями занимает длительное
время после отключения кондиционера. В этом случае желательно включить
кондиционер. Если он включился, то наблюдается заметный перепад давлений по
манометрам (низкое давление уменьшается, высокое - увеличивается). Следует обратить
внимание: включился вентилятор (системы охлаждения или кондиционера) или нет. Если
вентилятор не включился, то в дальнейшем необходимо будет найти причину
неисправности, так как неработающий вентилятор может свести все усилия по заправке на
нет. Следует обратить внимание: чистый конденсер или забит грязью. Если конденсер
забит грязью настолько, что через него вообще не проходит воздух, то в дальнейшем
необходимо будет прочистить его, так как забитый конденсер может свести все усилия по
заправке не нет. Далее необходимо проверить наличие воздуха в системе. Совсем не
обязательно, что указанное выше давление создает фреон. В системе может быть воздух,
заместивший собой фреон. Для проверки газ стравливается из секции низкого давления.
Визуально воздух и фреон очень хорошо различимы. Наличие воздуха в контуре
кондиционера всегда приводит к ухудшению охлаждения. Нельзя стравливать газ из
секции высокого давления, поскольку, как правило, фреон остается здесь в сжиженном
виде и перемешан с большим количеством масла. Если давление в секции высокого
давления чрезмерно возрастает даже при работающем вентиляторе конденсера, то это
тоже указывает на наличие воздуха в контуре кондиционера.
Если при стравливании газа было хорошее давление, но фреона в системе не оказалось
или оказалось мало, но было много воздуха и все перечисленные проверки проведены, то
выбирается вариант No1 - "заправка". Если со слов автовладельца заправка производилась
в прошлом году и все работало исправно, то при условии, что все перечисленные
проверки проведены, выбирается вариант No1 - "заправка". Если давление оказалось
низким, но все же было (порядка 2 бар), и кондиционер давно не использовался, и при
условии, что все перечисленные проверки проведены, выбирается вариант No1 - заправка".
Если при стравливании газа было хорошее давление и фреона в системе оказалось
достаточно много, но было немного воздуха и при условии, что все перечисленные
проверки проведены, выбирается вариант No2 - "дозаправка".
Если со слов владельца неизвестно, когда заправлялся кондиционер, или его работа
прекратилась внезапно или заметно ухудшалась в короткие сроки, то желательно выбрать
вариант No3 - "диагностика". Если давления в контуре кондиционера не оказалось совсем
и со слов автовладельца в прошлом году кондиционер работал - то необходимо выбрать
вариант No3 - "диагностика". Во всех случаях, когда в контуре кондиционера есть
давление порядка 5-6 бар, но при этом кондиционер не включается, выбирается вариант
No3 - "диагностика". Если перечисленные проверки проведены, но при включении
кондиционера наблюдаются ненормальные значения давлений, особенно если низкое
давление слишком низкое или отрицательное, означающее отсутствие циркуляции
фреона, то выбырается вариант No3 - "диагностика".
Если производились ремонтные работы с разгерметизацией контура кондиционера - то
желательно выбрать вариант No4 - "заправка с диагностикой". В этом случае места стыков
или сварки проверяются с помощью течеискателя и с помощью омыления специальной
пеной. Если со слов автовладельца фреон уходит за время от нескольких дней до одной-
двух недель - в этом случае выбирается вариант No4 - "заправка с диагностикой". В этом
случае в контур кондиционера добавляется диагностическое компрессорное масло с
добавкой ультрафиолетового красителя.
Общая методика заправки кондиционера
Заправка кондиционера осуществляется на специальном оборудовании. Для правильного
определения давлений по манометрам необходимо, чтобы автомобиль находился в
окружающей среде с температурой более, чем +5...+7 градусов Цельсия. К тому же, на
многих автомобилях кондиционер просто не включится при более низких температурах.
Особенно это относится к системам с климат-контролем. Как возможный вариант способа
включения кондиционера при данных условиях - это иммитация датчика температуры
наружнего воздуха и прогрев приборной панели (а, соответственно, и испарителя и
датчика его температуры) с помощью штатного отопителя.
Далее рассматривается методика полной заправки системы. Заправка фреоном
осуществляется по весу через заправочный порт в секции низкого давления. При этом с
помощью манометров контролируются давления в обоих секциях: низкого и высокого
давлений. Заправка "по весу" означает, что измеряется вес фреона, и в систему
заправляется строго определенное количество фреона, не зависящее от температуры.
Заправка "по давлению" (когда неизвестен вес и контролируется только давление) чревата
выходом системы из строя. Но, если внимательно контролировать момент исчезновения
пузырьков воздуха в смотровом стекле и рост высокого давления, то, в принципе, тоже
возможна. К заправочным портам секций низкого и высокого давлений подключаются
быстросъемные адаптеры заправочной системы. Обычно заправочные порты
располагаются в подкапотном пространстве недалеко друг от друга. Заправочный порт
высокого давления устанавливается обычно на тонкой трубке (диаметром около 8 мм).
Заправочный порт низкого давления устанавливается на толстой трубке (диаметром около
2 см). Но на некоторых автомобилях - наоборот: трубка секции низкого давления - тонкая
(например, Jeep Cherokee). Также следует иметь ввиду, что в последнее время многие
кондиционеры снабжены только одним заправочным портом - портом низкого давления.
При этом он может быть выполнен по размеру как порт высокого давления.
Перед заправкой система вакуумируется и контролируется вакуум, что позволяет оценить
ее герметичность. Если контур кондиционера негерметичен, то вакуум будет уменьшаться
за считаные минуты.
Баллон с фреоном устанавливается на электронных весах в определенном положении
("этой стороной вверх для жидкой фазы" - согласно надписи на нем) и в этом же
положении производится заправка (вентилем вниз, дном вверх).
Перед заправкой добавляется синтетическое (для фреона R134a) компрессорное масло
(PAG) такой вязкости, которая соответствует середине диапазона вязкостей применяемых
масел, то есть PAG-100. Возможно также добавление масла после заправки в случае
наличия специальной емкости с маслом со своим быстросъемным адаптером. В процессе
заправки часть хладагента засасывается за счет вакуума в системе (иногда в систему
может само войти количество хладагента, близкое к требуемому, это вполне нормально).
Далее кондиционер включается на полную мощность и хладагент закачивается до
требуемого количества. Проверяются давления при разных оборотах двигателя и ступенях
включения вентилятора кондиционера, контролируется температура в салоне. С помощью
течеискателя проверяется отсутствие утечек хладагента. При удовлетворительных
значениях давлений, температуры и отсутствии утечек заправка считается успешной.
Утечек не должно быть совсем. Фреон - очень летучий газ, и при минимальной утечке он
выйдет весь за короткое время. В процессе заправки можно наблюдать изменение
давлений и температуры патрубков и конденсера. Согласно теории, в зависимости друг от
друга находятся теплосодержание фреона, его температура и его давление. Эта
зависимость отражена на диаграмме Молье. Из диаграммы видно, что давления в испарителе и в конденсере
остаются постоянными. Температура кипения фреона зависит только от давления и
больше ни от чего не зависит. Для систем отличающихся конструкциями
и объемами эти значения могут сильно отличаться. А именно поля допуска значений
давлений систем с расширительным клапаном (по другому - ТРВ - терморегулирующий
вентиль) и с расширительной (капиллярной) трубкой различаются. В случае с
расширительным клапаном поле допуска шире. Также многое зависит от
состояния самой системы (возможный засор). Но закономерность общая: в секции низкого
давления давление - низкое, но выше некоторого порога аварийного отключения по
сверхнизкому давлению. В секции высокого давления - не выше порога отсечки по
высокому давлению. По манометрам всегда видно изменение давления при включении
вентилятора (-ов) и даже при принудительном охлаждении конденсера водой снаружи. По
значению давлений сложно судить о том, сколько же на самом деле фреона находится в
системе, поэтому количество заправляемого фреона должно соответствовать весу,
указанному к руководству на автомобиль. Это значение может быть указано на шильде
или наклейке в моторном отсеке автомобиля. Этим же вызвана необходимость полной
заправки с удалением или рекуперацией имеющегося в системе фреона.
В случае дозаправки в контур кондиционера добавляется 150-200 грамм фреона и
контролируется температура в салоне.